Кафедра гистологии

Кафедра гистологии с курсом цитологии и эмбриологии организована в 1932 году. В течение первых двух лет она объединялась с кафедрой нормальной анатомии и называлась кафедрой морфологии человека, руководителем которой был профессор П.О. Исаев. Лекции по гистологии читал профессор В.В. Авербург из зооветеринарного института, работавший по совместительству. Практические занятия проводились на базе зооветеринарного института. Кафедра в то время имела 7 микроскопов, 60 микропрепаратов и 2 учебные таблицы.

В 1933 году кафедра получила собственное помещение площадью 40 м2. Значительная работа по дальнейшей ее организации и улучшению преподавания была проделана З.Ф. Гусевой, назначенной в сентябре 1934 года зав.кафедрой. В 1937 году были утверждены первые штатные должности ассистентов, на которые пригласили А.В. Кирилличеву и И.С. Новик.

1С этого времени на кафедре начала проводиться научно-исследовательская работа. З.Ф. Гусева изучала патоморфологию эмбрионов человека при нарушении процессов развитии под руководством проф. В.К. Белецкого (Москва), А.В. Кирилличева проводила исследования по пересадке роговой оболочки (руководитель – проф. В.П. Рощин).

В период Великой Отечественной войны коллектив кафедры увеличился за счет педагогов, эвакуированных из центральных медицинских институтов. С 1941г. по 1945г. работу кафедры возглавлял Л.И. Фалин, приехавший из Смоленска. Вместе с ним были приняты ассистенты В.В. Анисимова, М.Н. Ринчина, Е.Д. Пискунова. Под руководством Л.И. Фалина был существенно перестроен учебный процесс, на занятиях стали шире освещаться вопросы эволюционной гистологии и эмбриологии.

 

2Профессор Фалин Л.И. прекрасно читал лекции, был требовательным экзаменатором и много времени уделял повышению квалификации и преподавательского мастерства сотрудников кафедры. Все преподаватели вели научно-исследовательскую работу. В 1943 году были защищены первые диссертации. Фалин Л.И. успешно защитил докторскую диссертацию на тему: « Морфология и патогенез тератоидных

опухолей половых желез», в которой он предложил новую оригинальную теорию возникновения опухолей из гоноцитов.

 

 

3Ассистент А.В. Кирилличева защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Пересадка роговой оболочки в условиях аутопластики». В 1944 году В.В. Анисимова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук по морфологии периферической нервной системы, а в 1945 году ассистент Е.Д. Пискунова – на тему: «Изучение шейных лимфоузлов при туберкулезе». После окончания войны и реэвакуации состав кафедры изменился, свободные должности были предоставлены молодым воспитанникам Казахского медицинского института – Е.П. Смирновой, Н.Н. Беляевой, Т.С. Пляскиной, заведовала кафедрой доцент Е.Г. Троицкая, переведенная с кафедры патологической анатомии.

При ее непосредственном участии проводилась большая методическая работа по улучшению преподавания предмета, была расширена тематика лекций, составлены методические указания для практических занятий по каждому разделу программы. Кафедру перевели в новый учебный корпус, увеличилось количество учебных комнат, значительно пополнилась коллекция таблиц, микропрепаратов и число микроскопов

В научно-исследовательской работе кафедры в этот период не было единой тематики. Е.Г. Троицкая изучала морфологию первичного туберкулеза у взрослых. Гусева З.Ф. продолжала ранее начатые исследования и в 1950 году защитила кандидатскую диссертацию. В 1958 году была защищена кандидатская диссертация воспитанницей кафедры Н.Н. Беляевой на тему: «Возрастные особенности почек человека в постнатальном периоде».

В 1957 году с кафедры анатомии была переведена ассистент Н.А. Урина, а в 1960 году – с кафедры биологии ассистент Х.Х. Мусабаева.

4С сентября 1959 года в связи с уходом доцента Е.Г. Троицкой на пенсию зав.кафедрой была избрана по конкурсу доцент А.В. Кирилличева. Она возглавляла кафедру до 1971 года. Наряду с организационной работой по оборудованию кафедры и подбором кадров, А.В. Кирилличева большое внимание уделяла постановке учебного процесса: чтению лекций, проведению практических занятий и работе НСО.

Ее лекции были насыщены большим фактическим материалом, морфологические особенности излагались в тесной связи с функцией и развитием организма. Кафедра приступила к освоению новых форм учебного процесса (программированный контроль).

Одновременно была расширена и научно – исследовательская работа за счет включения в тематику таких вопросов, как гистогенез, реактивность тканей, регенерация, эволюционная динамика. Научная работа стала проводиться по единой проблеме «общие закономерности морфогенеза и регенерации».

В 1960 году А.В. Кирилличева защитила докторскую диссертацию на тему: «Динамика морфологических изменений в органах и тканях при истощении и восстановлении организма и влияние на эти процессы некоторых лекарственных веществ». В 1962 году кандидатскую диссертацию защитила ассистент Х.Х. Мусабаева, изучавшая влияние аскорбиновой и никотиновой кислот на течение экспериментального силикоза, а в 1964 году – Е.П. Смирнова по возрастным особенностям селезенки у лабораторных животных.

Значительное внимание А.В. Кирилличева уделяла научному росту студенческой молодежи и в течение ряда лет была руководителем студенческого гистологического кружка. Ею было подготовлено 3 аспиранта – Р.И. Юй, М.С. Калинина, Г.В. Федотовских, которые успешно защитили диссертации по общей тематике кафедры:«Цитологические и цитохимические исследования поджелудочной железы человека и животных в онтогенеза» (Р.И. Юй), «Влияние метионина на реактивные свойства соединительной ткани в эксперименте» (М.С. Калинина), «Морфогистохимические изменения в почках при воздействии некоторых экстремальных факторов» ( Г.В. Федотовских).

5С 1971г. по 1983г. кафедрой заведовала доцент Х.Х. Мусабаева, являющаяся воспитанницей Алма-атинского государственного медицинского института. С ее приходом практические занятия стали проводиться по унифицированному плану, были пересмотрены и вновь составлены методические указания для студентов и преподавателей с учетом профилизации курса гистологии на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах.

Под руководством доцента Х.Х. Мусабаевой сотрудники кафедры разрабатывали вопросы Д – витаминной недостаточности и аминокислотного дисбаланса, а также изучали влияние сбалансированного питания на гистогенез и структуру внутренних органов.

Одновременно доцентом Р.И. Юй проводились исследования по теме:« Комбинированное действие ионизирующего излучения и динамических факторов на морфофункциональное состояние внутренних органов». Работа представлена в качестве докторской диссертации и успешно защищена в 1988г.

С 1983г. по 1998г. кафедрой заведовал доктор медицинских наук профессор А.С. Толыбеков, который прошел аспирантуру и докторантуру в Институте экспериментальной медицины (г.Ленинград). С его приходом коллектив кафедры начал изучать вопросы влияния факторов окружающей среды на организм, стала разрабатываться целевая комплексная программа «Фосфор», по который было защищено 2 докторские и 2 кандидатские диссертации.

Совместно с 1-ым Московским медицинским институтом сотрудниками кафедры были выпущены методические указания для студентов «Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии» (М., 1990г.).

С сентября 1998 года кафедрой гистологии заведует профессор Р.И.Юй. Под его руководством кафедра разрабатывает научную проблему «Цитологические аспекты суточных ритмов внутренних органов в условиях изменяющейся среды обитания», по которой подготовлено 4 кандидатских диссертации (Кругликовская Т.Ф., Ергазина М.Ж. Асамбаева Д.Э. и Рыбалкина Д.). Большое внимание на кафедре уделяется совершенствованию учебно-методической работы.

За последние 2 года составлено более 2800 новых учебных и экзаменационных тестов, включая рисунки. Написаны новые методические рекомендации для преподавателей по курсу цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии, созданы методические указания по самоподготовке студентов к практическим занятиям, альбом цветных микрофотографий для практических занятий, а также методические указания для самостоятельной работы студентов.

Опубликованы новые типовые Программы по специальностям « Общественное здравоохранение», 2008 г., «Общая медицина», 2008 г. и «Стоматология», 2008 г. Проф. Р.И. издано учебное пособие для студентов стоматологического факультета на государственном и русском языках « «Основы гистологии полости рта и зубов» (1996г. и 2001г.). Старшим преподавателем Ж.О.Аяповой, на казахском языке изданы. «Методические разработки для преподавателей по гистологии, цитологии и эмбриологии» (2003), Учебник «Гистология» (2007). Р.Б.Абильдинов, Ж.О.Аяпова, и Р.И.Юй «Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии» на государственном и русском языках (2006).

Под редакцией Р.И.Юй и Л.И. Наумовой издано на государственном и русском языках учебное пособие «Тестовые задания по Гистологии-1» и «Тестовые задания по Гистологии-2» (2009). Всего за время существования кафедры сотрудниками выполнено и опубликовано свыше 950 научных работ, из них 26 монографий и учебных пособий, защищено 6 докторских и 25 кандидатских диссертаций; получено 4 патента на изобретение, кафедра постоянно принимает активное участие в работе международных симпозиумов, конференций и съездов.

Юбилей университета кафедра встречает большими достижениями в учебной, методической, научной, воспитательной и общественной работе.

7

Методическая работа

кафедры гистологии за 2012-2013 уч год

На кафедре гистологии успешно ведется методическая работа.

С целью усовершенствования преподавания гистологии с 2012 года практические занятия на кафедре для студентов 2 курса стоматологического факультета при изучении разделов «Общая и Частная гистология» проводятся по методу «КЕЙС-СТАДИ». Преподавателями кафедры разработаны методические рекомендации, как для студентов, так и для преподавателей по всем разделам курса с учетом пяти компетенцй. Кроме того подготовлены материалы для самоподготовки студентов по каждой теме занятия.

Метод КЕЙС-СТАДИ – командный метод – один из инновационных методов обучения, который используют в малых группах для подготовки высших медицинских кадров. Этот метод позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний у студентов. Эффективность этого метода обеспечивается за счет более активного включения студентов в процесс не только получения, но и непосредственно («здесь и теперь») использования знаний, формирует способность по своему видеть проблемную ситуацию, обосновывать свою позицию, выслушивать иную точку зрения и проявлять доброжелательность к своим оппонентам. Все это дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности студентов, побуждает их к конкретным действиям и устанавливает более доверительные отношения с преподавателем.

Благодаря командному методу преподаватель перестает быть просто источником готовых знаний. Он прививает студентам навык применения знаний для решения определенных задач, а студенты из пассивного слушателя превращаются в активных членов команды. Преподаватель же во время самостоятельной работы студентов руководит их дискуссией, выслушивая все аргументы «за» и «против» и объяснения к ним, контролируя этот процесс, но не ее содержание. В результате этого у студентов появляется возможность более тщательно проанализировать всю информацию, полученную в ходе дискуссии, а также формируется навык самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. В итоге повышается понимание содержания курса.

Практические занятия на 3 курсе для студентов по специальности «Общая медицина» проводятся на кафедре по модульной системе обучения в соответствии с ГОСО – 2006. На лекциях, практических занятиях, на занятиях по рубежному контролю для усвоения изучаемого материала используются подготовленные кафедрой альбомы микрофотографий, элекроннограмм, тестовые задания и клинические ситуационные задачи. Клинические ситуационные задачи позволяют студентам в большей мере осознать значение фундаментальных базовых дисциплин для будущей практической деятельности.

При изучении гистологических препаратов на практических занятиях используется мультиголовочный микроскоп, с помощью которого под контролем преподавателя студенческая группа, образуя команды, имеет возможность совместно изучить, обсудить и диагностировать гистологические структуры, опираясь на ранее усвоенный материал.

Для более существенного повышения качества образования кафедрой гистологии опубликованы на казахском языке (2010г.) и подготовлены к печати на русском языке «Методические пособия для преподавателей» по разделу «Гистология 1» и «Гистология 2». Они предназначены для подготовки и проведения преподавателем практических занятий на факультете «Общей медицины» и стоматологическом факультете. Кафедрой гистологии опубликован «Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии» (2006г.), в котором содержится большое количество микрофотографий, электроннограмм, рисунков и схем, а также «Атлас микрофотографий» по гистологии, цитологии и эмбриологии для практических занятий (2012 г.), что облегчает лучшее усвоение студентами гистологических препаратов.

С целью развития у студентов навыков самосовершенствования на кафедре подготовлены «Методические указания по СРС по курсу «Гистология 1» и «Гистология 2». Каждое методическое указание предполагает письменную работу студента и включает следующие виды заданий для самоподготовки:

  • Вопросы по теме СРС
  • Тестовые задания
  • Ситуационные задачи
  • Составление и оформление таблиц, схем и рисунков

В конце методического указания студентам предлагается список основной литературы по теме СРС

Навыки самосовершенствования студентов оцениваются по 100 балльной шкале

Критерии оценки:

  • Ответы на вопросы – 25 баллов
  • Решение контрольных тестов – 20 баллов
  • Решение ситуационных задач – 20 баллов
  • Составление и оформление таблиц, схем и рисунков – 35 баллов

Для проверки усвоения знаний по предмету кафедрой изданы «Тестовые задания» по разделам «Гистология 1» (2009 г.) и «Гистология 2» (2010 г.).

Таким образом, методы обучения на кафедре гистологии направлены, прежде всего, на повышение собственной активности, обучающихся студентов. Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению в реальных ситуациях профессиональной деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов.

Кафедра

Кураторлық топтардың №

кураторлар

Кураторлар лауазымы

Кураторлардың байланыс телефондары

ЖМ 36-39 орыс топтары

Гистология

ЖМ 36-01-02

Есполаева А.Р.

Оқытушы

87013488207

ЖМ 37-01-02

Калинина М.С.

Доцент

2332517

ЖМ 38-01-02

Семченкова С.А.

Доцент

87057105169

ЖМ 39-01-02

Кругликовская Т.Ф.

Аға оқытушы

2794398

ЖМ 21-26 қазақ топтары

ЖМ 21-01-02

Жанбырбаева А.К.

оқытушы

87011320006

ЖМ 22-01-02

Абджапарова А.Т.

оқытушы

87011203014

ЖМ 23-01-02

Есимова Г.К.

Аға оқытушы

ЖМ 24-01-02

Абильдинов Р.Б.

Доцент

87052413899

ЖМ 25-01-02

Аяпова Ж.О.

Аға оқытушы

87021315591

ЖМ 26-01-02

Джангельдина З.Н.

Аға оқытушы

376-10-85

Гистология кафедрасының меңгерушісі, профессор Р.И. Юй.

Гистология кафедрасының аға кураторы Г.К. Есимова.

 

Научно-исследовательская работа кафедры гистологии

С 2000 года научно-исследовательская работа кафедры гистологии проводилась по программе «Изучение закономерностей морфологических изменений тканей и клеток при воздействии факторов внешней среды на организм». Научный руководитель – заведующий кафедрой гистологии профессор доктор медицинских наук Юй Р.И.

В рамках программы ст. преподавателем Кругликовской Т.Ф. была выполнена экспериментальная работа, а затем защищена кандидатская диссертация на тему: «Морфофункциональная характеристика сперматогенного эпителия при воздействии фосфина на организм крыс». Результаты работы послужили критериями оценки неблагоприятного воздействия на организм вредных факторов фосфорного производства.

В настоящее время НИР кафедры направлена на поиск методов диагностики и мониторинга состояния слизистой оболочки полости рта с целью улучшения здоровья людей различного пола и возраста. Начиная с 2000 года, сотрудниками разрабатывались методы определения цитограммы слизистой оболочки полости рта (СОПР), выявления гликогена в эпителии и регистрации цитологических показателей морфоденситометрическим методом. Техническая оснащенность нашей лаборатории позволила полностью выполнить все разделы проекта. С помощью примененных методов исследования были идентифицированы шесть стадий дифференцировки мукозальных эпителиоцитов и полученные данные эффективно использованы для изучения состояния слизистой оболочки полости рта в норме и при патологии.

По результатам выполненной работы были получены три предпатента на изобретение: «Способ оценки состояния клетки с помощью морфоденситометрических параметров» (предпатент № 14226 номер госрегистрации 2002/1183.1, авторы Юй Р.И., Ергазина М.Ж.), «Способ оценки состояния слизистой оболочки полости рта в норме и при патологии» (предпатент № 14227 номер госрегистрации 2002/1184.1, авторы Юй Р.И., Ергазина М.Ж.) и «Способ взятия и обработки цитологического материала из десневой бороздки (кармана) для идентификации клеточных элементов десневой жидкости» (предпатент №18365 номер госрегистрации 2005/1099.1, авторы Юй Р.И., Ергазина М.Ж., Асанбаева Д.Э.).

Используя разработанные инновационные подходы, доцент кафедры Ергазина М.Ж. установила время наступления акрофазы биоритма дифференцировки эпителия десневой жидкости лиц мужского пола с утренним биоритмологическим типом в различные возрастные периоды и показала возможность определения точного времени превентивной хронотерапии заболеваний пародонта. Способ хронотерапии хронического катарального гингивита и хронического генерализованного пародонтита внедрен на кафедре терапевтической стоматологии КазНМУ, в практику РНКЦ «Стоматология» и стоматологической поликлиники ТОО «Алматыстом». Ергазина М.Ж. защитила кандидатскую диссертацию на тему: ”Цитофункциональный анализ суточного ритма десны в различные возрастные периоды».

При участии ответственного за НИР кафедры доцента Семченковой С.А. был собран и проанализирован материал сравнительного изучения буккальных эпителиоцитов мужчин, небеременных женщин в течение менструального цикла, беременных женщин в различные триместры физиологически протекающей беременности и женщин в постменопаузальном периоде. В результате цикла работ определена зависимость СОПР от половой принадлежности и состояния менструальной функции у женщин.

Полученные результаты были использованы при выполнении программы «Медицинские и биологические основы патологии, охраны и улучшения здоровья человека» в качестве нормативных показателей при обследовании больных с наркотической зависимостью, при красном плоском лишае, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, при рефлюксном эозофагите, сахарном диабете 2 типа. В разработке проекта приняли активное участие доц. Калинина М.С., ст. преп. Кругликовская Т.Ф., ст. преп. Тусупова Н.М., ст. преп. Джангельдина З.Н. По теме проекта аспирант Асанбаева Д.Э. защитила кандидатскую диссертацию «Цитологическая характеристика суточного ритма слизистой оболочки полости рта в норме и при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни» (2007 г.).

Кафедра стала центром цитологических исследований СОПР и школой подготовки научных кадров. Так, преподаватель Карагандинской государственной медицинской академии Рыбалкина Д.Х. прошла курс научной стажировки на кафедре и под руководством профессоров Куркина А.В. и Юй Р.И. выполнила и защитила кандидатскую диссертацию «Цитологические параметры и реактивность буккальных эпителиоцитов у детей» (2008 г.). Результаты цитологических исследований были внедрены не только в КазНМУ (на кафедре гистологии, кафедре патологической анатомии, кафедре терапевтической стоматологии, кафедре детских инфекционных болезней), но и на кафедрах гистологии других медицинских вузов, а также использованы в практическом здравоохранении (ТОО «Дента», ТОО «Авиценна»).

С 2010 года приоритетными направлениями НИР становятся проекты: «Реактивность мукозальных эпителиоцитов полости рта при диабете 2 типа» и «Разработка модели антистарения в обеспечении активного долголетия лиц пожилого возраста Казахстана».

По итогам научного анализа состояния слизистой оболочки покровного типа у больных сахарным диабетом проф. Юй Р.И. и ст. преп. Мулькибаева Ш.Ш. получили инновационный патент на изобретение «Способ неинвазивной цитологической диагностики и мониторинга сахарного диабета 2 типа» (патент № 24577 , регистрационный номер 2010/0074.1). Результаты исследований имеют значительную практическую перспективу, они откроют достоверные цитологические критерии оценки гистофизиологии и патологии слизистой оболочки полости рта при сахарном диабете.

За прошедшее десятилетие кафедра опубликовала 165 работ. За последние 3 года 8 работ были опубликованы в зарубежных журналах с импакт-фактором. Сотрудники участвуют в работе конференций, читают доклады на международных конгрессах, выступают в качестве официальных оппонентов на защитах диссертаций, дают рецензии на конкурсные проекты, магистерские диссертации, рукописи учебников, плодотворно руководят научно-исследовательской работой студентов. Ежегодно студенты научного студенческого кружка кафедры докладывают свои работы на морфологических конференциях.

Почетный диплом «Активист СНО» получили студенты, выступившие с докладом на 3-ем туре студенческих конференций, посвященных «Дню Науки КазНМУ»:

2002г. Фоменко К.В. (4 курс стом.фак) – «Цитологическая оценка эффективности применения зубной пасты на основе живицы сосновой в комплексном лечении заболеваний пародонта» (науч рук. проф. Юй Р.И.);

2002г. Таштитова Л. (2 курс пед.фак.) – «Количественные исследования продольной микрофотометрией параметров пигментации» (науч.рук. ст. преп. Тусупова Н.М.);

2003г. Аймагамбетова Д. (2 курс леч.фак.) – «Некоторые цитологические показатели для оценки эффективности лечения пародонтитов» (науч.рук. доц. Ергазина М.Ж.);

2004г. Аймагамбетова Д. (3 курс леч.фак.), Кистанов С. (1 курс стом.фак.) – «Характеристика цитограммы буккального эпителия у больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки» (науч.рук. доц. Семченкова С.А.);

2005г. Аймагамбетова Д.(4 курс леч.фак.) – «Особенности цитограммы слизистой оболочки щеки в различные периоды полового цикла» (науч.рук. доц. Семченкова С.А.);

2006 г. Маметова Т. (4 курс леч.фак.) – «Особенности микроскопического строения зубов и пародонта» (науч рук. проф. Юй Р.И.);

2008г. Дуйсенбаева А. (2 курс леч.фак.) – «Экстракорпоральное оплодотворение» (науч.рук. доц. Абильдинов Р.Б.);

2008г. Байбекова А., Беркимбаева Д. (2 курс леч.фак.) – «Сравнительная цитограмма эпителия слизистой оболочки твердого неба в течение овариально-менструального цикла и при беременности» (науч. рук. ст. преп. Тусупова Н.М.).

В 2007 г. работа студента Медиева Д. (5 курс леч.фак) на тему «Цитологический анализ секрета околоушных слюнных желез у больных с обострением хронического паренхиматозного паротита» заняла 1 место на 3-м туре студенческой конференции «День Науки КазНМУ».

В 2011г. доклад Акбергеновой Р. (3 курс леч.фак.) на тему: «Изучение цитограммы слизистой оболочки губы при сахарном диабете 2 типа», отмечен благодарственным письмом и дипломом 1 степени.

Направление НИР кафедры является одним из приоритетных в Республике и разрабатывается в сотрудничестве с Институтом биологии развития в г. Москве и с НИИ проблем биологии и биотехнологии при КазНУ им. аль-Фараби.

Исследования по теме НИР кафедры гистологии КазНМУ практически не проводились ни в ближнем, ни в дальнем зарубежье. Ожидаемые результаты будут безусловно конкурентоспособными и оригинальными.

Кафедра гистологии Казахского национального медицинского университета

имени С.Д.Асфендиярова

 

Передовая мысль не может существовать без углубленного и вдумчивого воспитания. Поэтому коллектив кафедры гистологии казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова проводит свою работу по принципу «единства воспитания и образования».

Великий казахский деятель Абай Кунанбаев в своих словах-назиданиях писал: «Образование и наука – первое для ребенка, но сам он не может их получить, если нет рядом наставника, таких как сама жизнь».

1 сентября – это «День Знаний», в течение которого проводится агитационная работа, направленная на углубленное воспитание в сторону мировой и национальной культуры, уравновешенного поведения, человеколюбия, развития физической культуры, приобретения хороших манер студентами и преподавателями.

На 15 октября кафедрой гистологии было запланировано мероприятие под девизом «Готовы ли вы к природным катаклизмам?», посвященное трагедии, произошедшей в селе «Қызылағаш». Кроме этого, в планы кафедры вошло проведение мероприятия «Желтоқсан желі», посвященного кровавым событиям 1986 года, в рамках празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан. Событие должно напомнить молодому поколению о таких людях, как Кайрат, не побоявшихся в холодный декабрьский день выйти на главную площадь страны и выступить против политики тогдашнего правительства. Этим они проявили свою несгибаемую волю и непоколебимый дух. После этого вечера, через некоторое время силами студентов кураторских групп и преподавателей кафедры был организован Новогодний вечер, на котором Дед Мороз и Снегурочка поздравляли всех участников вечера. На вечере сказочные персонажи вместе с участниками провели концертную программу, в которую входили: исполнение песен, демонстрация сценок, танцы. В рамках празднования Наурыз кураторы кафедры провели тематический вечер «Қазақ халқының тілі мен салт -дәстүрлері» для студентов русскоязычных групп. На этом вечере две команды соперницы показали свои познания в казахском языке и обычаях-традициях казаского народа, таких как: проведение сватовства, обрезание пут ребенка, игра в асыки, катания на алты-бакан, укладывание младенца в колыбель, конные соревнования. Вечер закончился исполнением обычая «Шашу». На этот вечер были приглашены декан факультета «Общая медицина» Р.Т. Джумашева с заместителями, старшие кураторы кафедр «Нормальная физиология» и «Анатомия». Следующее запланированное мероприятие было посвящено 165-летию со дня рождения Великого казахского писателя и деятеля Абая (Ибрахим) Кунанбаева. Мероприятие называлось «Абай шығармалары» и на нем исполнялись произведения писателя такие как «Разговор отца и сына» (между Абаем и Абдирахманом), его слова-назидания и песня «Көзімнің қарасы». Кафедра не забывает ежегодно проводить вечер, посвященный празднованию Наурыз. Кураторы кафедры и студенты общей медицины не забыли и про Великий праздник Победы, на котором пелись песни военных лет, показывались сценки: получения похоронки с фронта и проводы матери сына на войну «Ана туралы».

Все мероприятия по воспитательной работе кафедры зафиксированы на электронные носители и отражены в ежегодных отчетах.

Не надо забывать о том, что полноценное образование не может быть без воспитания и науки, стремления к которым должны воспитываться старшим поколением.

 

Старший куратор кафедры гистологии Г.К. Есимова