В соответствии с письмом Департамента высшего образования, Министерства образования и науки от 02.06.2000г. № 05-4/1852 и во исполнение постановления Коллегии Агентства РК по делам здравоохранения от 24.02.2001г. пункт 5.5., с марта 2001г (приказ ректора КазНМУ №149-л от 12.03.2001г.) в функции деканата факультета профессиональной подготовки (интернатуры) входят вопросы трудоустройства выпускников университета. С этой целью ежегодно приказом ректора формируется комиссия по распределению врачей интернов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов. В состав комиссии входят курирующий проректор, деканы факультетов, заведующие выпускающих кафедр, а так же представители городских и областных органов практического здравоохранения. Работа комиссии оформляется в виде планов персонального распределения выпускников и отчета. По результатам работы комиссии издается приказ ректора Университета о персональном распределении выпускников. Выписки из приказа направляются в региональные управления здравоохранения. После присвоения квалификации выпускникам выдается направление на трудоустройство в виде удостоверения.
Распределение выпускников интернатуры закреплено Положением об организации интернатуры КазНМУ, утвержденное заседанием Ученого Совета Университета №8 от 04.07.2007г.
В целях решения проблемы обеспеченности кадрами учреждений системы здравоохранения и во исполнение протокольного поручения Министра здравоохранения от 22 января 2011г. в КазНМУ организована Служба трудоустройства и карьеры (приказ ректора №474-л от 28 февраля 2011г). 29 апреля 2011г. было проведено персональное распределения не только выпускников интернатуры, но и резидентуры, магистратуры, бакалавриата по специальностям: «Фармация», «Сестринское дело», «Организация здравоохранения», «Менеджмент» (приказ ректора №385 от 04.04.2011г).
С целью подготовки к персональному распределению 6, 7, 8 апреля 2011г. Университет провел серию встреч выпускников с Главными врачами медицинских организаций курируемых регионов (Алматинской, Жамбылской областей и г. Алматы). Наши социальные партнеры были информированы об изменениях и перспективах вузовского и послевузовского мед.образования. Был обсужден совместный план работы КазНМУ с Управлениями здравоохранения курируемых регионов.
15 апреля 2011г. на традиционную Ярмарку медицинских вакансий были приглашены представители 14 областей и 2 городов республиканского значения г. Алматы и г. Астаны. Студенты и выпускники получили полную информацию об имеющихся вакансиях, предлагаемых социальных пакетах и возможностях переподготовки по РК.
Для трехстороннего взаимодействия Университет разработал 3 вида договоров:
– с социальным пакетом и отработкой 3-х лет;
– без социального пакета;
– с возможностью переподготовки или продолжения обучения в резидентуре.
Выпускникам интернатуры предлагалось выбрать приемлемый вид договора и полная информация о медицинских вакансиях по всей Республике.
Советом факультета интернатуры КазНМУ (протокол №8 от 7 апреля 2011г.) было принято решение:
1) С целью проведения персонального распределения выпускников интернатуры 2011г. все выпускники, обучающиеся на бюджетной основе должны оформить трехсторонний договор между университетом, выпускником и медицинской организацией.
2) Интерны, обучающиеся на платной основе, заключают 3-х сторонний договор по желанию.
3) Все выпускники, независимо от формы финансирования обучения должны пройти процедуру распределения, указать место будущего трудоустройства и расписаться в соответствующих документах.
4) Интернам, предоставившим документы о беременности, наличии одного ребенка до трех лет или двух детей старше 3-х лет, инвалидности 1-2 группы, жен или мужей военнослужащих, родителей инвалидов 1-2 группы, сиротам предоставляется право самостоятельного трудоустройства. В этих случаях 3-х сторонний договор не оформляется.
5) 3-х сторонний договор заключается в 3-х экземплярах: для Университета, выпускника, и медицинской организации. Для обеспечения выполнения социального пакета Университет передает экземпляр в медицинскую организацию через региональное Управление здравоохранения. Выпускник получает свой экземпляр договора вместе с направлением на работу в Службе трудоустройства и карьеры с 1 по 15 июня 2011г.
6) Документы об образовании: диплом и свидетельство об окончании интернатуры выпускник получает после успешной сдачи Итоговой аттестации и обходного листа, где обязательна отметка «Службы трудоустройства и карьеры».
Несмотря на проведение разъяснительной работы 84 (14%) выпускника интернатуры (из них 34(8%), обучающиеся по гранту, от общего числа интернов – 591) не явились на персональное распределение.
Из 140 выпускников имеющих возможность самостоятельного трудоустройства 32 (23%) заключили 3-х сторонний договор, чтобы закрепить свое право на работу в определенной организации и на определенных условиях. В целом заключен 231 договор (в т.ч. 14 интернов, обучающихся на платной основе), из них 49 с последующей переподготовкой или подготовкой в резидентуре, 126 без соц. пакета с гарантированным местом работы и 56 с социальным пакетом. Стандартный социальный пакет включает 70 МРП и обеспечение жильем.
Для Университета содействие трудоустройству выпускников – не столько вопрос престижа или решения проблемы кадрового дефицита практического здравоохранения, сколько забота о своих выпускниках. С советских времен, для многих слова «персональное распределение» и «трудоустройство выпускников» звучат пугающе, ведь после ВУЗа три года надо где-то отработать. Сегодня проблема стоит прямо противоположная, многие выпускники были бы рады, если бы им гарантировали работу после окончания ВУЗа. Например, рабочих мест для хирургов и акушер-гинекологов в г. Алматы нет. Совместная работа интернов, деканата интернатуры и Управлений здравоохранения Алматинской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Атырауской областей помогла найти рабочие места по избранной специальности.
Заключение 3-х сторонних договоров преследует цель защитить интересы выпускника и гарантирует выполнение работодателем обязательств по предоставлению социального пакета или рабочего места. Университет в лице «Службы трудоустройства и карьеры» будет отслеживать выполнение обязательств выпускника и работодателя, а также поддерживать постоянную связь с Управлениями здравоохранения по контролю качества подготовки специалистов.
Результаты распределения показывают, что существует не только региональная диспропорция в распределении выпускников (город/село), но и по формам предоставления медицинской помощи (ПМСП/стационар).
В процессе предварительной работы деканат столкнулся с определенными трудностями: некоторые выпускники не владеют навыками оформления документов на компьютере, интерны демонстрировали отсутствие психологической готовности к работе. Зачастую приходилось слышать высказывание: «Мое трудоустройство это проблема моих родителей».
Отвечаем на это высказыванием известного поэта:
«Судьба способна очень быстро
Перевернуть нам жизнь до дна,
Но случай может высечь искру
Лишь из того, в ком есть она». Игорь Губерман
Невзирая на трудности, мы искренне верим, что все вместе делаем интересное, нужное дело и перспективу дальнейшей работы видим в необходимости развития трехстороннего взаимодействия с работодателями и выпускниками по следующим направлениям:
- Адаптация программ подготовки интернатуры и резидентуры и дополнительного образования, учитывая потребности практического здравоохранения и выпускников.
- Определение механизмов правового регулирования гарантированного трудоустройства, перспектив дальнейшей профессиональной подготовки, гарантированного выполнения социальных льгот для выпускников.
- Формирование контингента интернов и резидентов в рамках целевой контрактной подготовки.
- Разработка целенаправленной программы формирования карьерной готовности выпускников интернатуры, в соответствии с запросами и спецификой будущей карьерной среды.
Декан интернатуры Сыдыкова С.И.
30 апреля 2011г.